“Недоброе” урочище Лихачёво — отчёт Эмилии

Предысторию этой однодневки можно увидеть в теме на форуме.

Выдвинулись 10 участников Племени Странников – часть с Рижского вокзала, Часть с Дмитровской и часть с Тушинской: я (Эмилия), Дэл, Кэт, Уриэль, Фолко, Остин, Юм-Юм, Лихобор, Диммус и Линдир. В одной электричке все встретились и всем составом высадились на платформе Волоколамск, откуда после непродолжительной санитарной остановки выдвинулись в сторону Пагубино.

Погода была ясная, тёплая, солнечная. Шли весело, бодро, много фотографировали. Уже на подходе к Лихачёво нашли у дороги большой пластмассовый жёлтый кубик, который значительно ускорил наше передвижение, ибо дальше по дороге перебегали, играя им в футбол. Кубик был затем почётно взят с собой и положен в мой рюкзак. Будет нашим символом позитивного передвижения =)
На подходе к урочищу Лихобор остался в поле, походить с металлоискателем, а остальные благополучно дошли до развалин церкви.
Место лично меня сразу впечатлило живописностью. Если бы ещё не было скелетов коттеджей на северо-западе…
У церкви обнаружилась деревянная лестница, по которой забрались на 2 этаж и сидели в оконном проёме. Перекусили: Остин, Диммус и я на 2 этаже церкви, остальные внизу.
Погода очень радовала. Летали какие-то хищные птицы, и в тишине был слышен звук движения их крыльев.
Могилы Козырева оказалась в гораздо лучшем состоянии, чем я ожидала её увидеть по фоткам. Памятник стоял на месте, был покрашен, ограда тоже, табличка обновлена, снова привинчена на верхушку памятника звезда, насыпал холмик земли, на котором лежала пробитая ржавая каска и какой-то цветочек рядом. После того, как перекусили и расползлись кто фоткать, кто ловить глюки, кто копаться в земле, композиция на могиле пополнилась следами моего пребывания: внутрь каски положила красную ткань, которую для верности прижала четырьмя осколками церковных кирпичей, на ткани поставила и зажгла круглую свечку, рядом под один из осколков положила сигарету. Вторую выкурила сама, сидя рядом с могилой. Достала маятник… хотела задать кое-какие вопросы, о которых думала перед вылазкой, подобно тому как было на захоронении венгерских пленных в Мадьярах в Большом Январском походе… И не смогла. Вернее просто не хотелось. Было такое чувство всеобъемлющего спокойствия, умиротворения, вечности… что ничего не хотелось. Я убрала маятник и просто положила ладонь на земляной холмик рядом с каской. Было ощущение слияния с этой землей, со слепящее-голубым небом над головой, с шелестом крыльев птиц, с каждой травинкой этого урочища… Но это не было слиянием с миром мёртвых, наоборот – было переполняющее ощущение жизни. Я подумала, что наверное это всё память… Вот этот человек не забыт. Возможно памятник восстановили те, кто не знал ничего об этом человеке, кроме того, что его жизнь унесла война…
Могут ли мёртвые, которых помнят, отвечать благодарностью?.. В те минуты, когда между моей ладонью и могильной землёй не было границы живого и мёртвого, мне казалось, что – да. Я чувствовала один ответ на один вопрос, который даже не успела задать: мёртвым нужна наша память, в ней они живы. Кому и как отдавать её – дело каждого. Я просто радовалась, что кто-то приходит к этому памятнику, не даёт ему пропасть в ржавчине и траве, и что горит моя маленькая свечка, защищённая от ветра сводами пробитой каски…
Вобщем ползали по урочищу, исследовали кто как мог, от медитирующего над чем-то своим рядом с большим валуном в поле Уриэля до карабкающегося по остаткам стены разрушенной церкви Линдира. Ещё валялись в поле. Просто попадали там, где кому больше понравилось, и лежали, с удовольствием дыша воздухом, греясь в тёплом весеннем солнце. Как выяснилось дома, на том поле я получила первый загар в этом году – прощай, аристократическая бледность =)
Затем я, Дэл, Диммус и Юм-Юм отправились немного к западу, поискать тайник геокешеров. Остальных это не настолько интересовало, и они остались у церкви. Тайник мы нашли, Юм-Юм положила туда несколько значков, а я оставила запись в блокноте. Дэл и Диммус забрались на крышу чего-то заброшенного похожего на гаражи для тракторов. Ещё Диммус поймал там большую сонную ящерицу, фотографии которой на моей ладони можно видеть в альбоме. Встреча с тотемным зверем тоже была отнесена в плюсы этого места.
Исследовать заброшенные коттеджи пристально не удалось, ибо они оказались не такими уж заброшенными – туда приехал мент с какой-то женщиной, их машина стояла у одного из домиков, и в виду того, что при приближении к объекту мы прошли мимо таблички «Вы въезжаете на частную охраняемую территорию», мы решили лишний раз у них на глазах не маячить.
Обследовали маленькое кладбище неподалёку. Самым старым захоронением оказалось датированное 1879 годом рождения и 1936 смерти. Этот человек уже не видел войны, которая тут шла…
После кладбища снова вернулись к церкви. Пока одни повторяли приём солнечных ванн, другие что-то возбуждённо выкапывали из земли в том месте, где последний раз был замечен Лихобор с металлоискателем.
О том, что нашли и откопали – хорошо написано в отчёте Диммуса.

Ну а дальше – закат, обратная дорога, тоже с ускорением благодаря жёлтому кубику… приятная усталость… полусонное состояние в электричке… И с тем первым загаром впитавшееся в кожу ощущение, что грань между живыми и мёртвыми всё же местами гораздо тоньше, чем многим думается. И как приятно быть живым, и любить и ценить живых рядом с собой. А в том, что мы друг друга любим и ценим, сомнений нет, иначе бы мы не встретились все на той дороге, по которой идём…

Фотографии — в общем альбоме тут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *