Валаам — отчёт by Esperanza & Лихобор

Итак. Путешествие наше началось запрыгиванием в вагон за три минуты до отправления. До Валаама добрались на посудинке, которая плелась туда почти 4 часа. И вот тут начинаюцца чудеса… одно другого чудесатее) Где, как не на славном острове Валаам вы сможете увидеть попа, рассекающего на катере за несколько тысяч долларов? Где, как не на дивном острове Валаам, корабли на пристань могут причаливать только по благословлению игумена?..=) Но об этом чуть позже.

Природа. Природа просто чудесна. Слов нет, это надо видеть. Белые ночи, Ладога, камни… Остров хоть и небольшой, но на нём можно встретить абсолютно разные кусочки природы. Можно найти и Подмосковье, и Карелию, и даже нечто похожее на берег Крыма. Сколько там черники и грибов (особенно лисичек) я уж вообще молчу))

На байдарке сплавали на несколько соседних островов. На одном из них мы нашли остатки от древнего языческого капища. Остров совершенно потрясающий и странный… Во-первых, на всём острове нет других деревьев, кроме берёз. А ровно по центру острова растет одна единственная ель. Потом нашли такую странную вещь: камни, видимо специально выложенные по кругу (т.к. природа так явно распорядиться не могла). Ощущения не передаваемые. От самого большого камня энергетика просто неописуемая. Если стоять к нему лицом и вытянуть в стороны руки, их медленно сносит назад. Что это было, кто это сделал, остаётся загадкой…

Потом умудрились доплыть до о. Святого (шли туда часа два). Про Святой остров – это вообще отдельная тема=) Как нам объяснил один из наш знакомый местный житель, на остров (а на нём находится один из скитов – скит Александра Свирского) можно попасть только с благословления отца Василия. А как, спрашиваем мы, можно получить это благословление? А очень просто, говорит он. Вот вам его мобильный телефон, позвоните, попросите благословления. Мы конечно сначала телефон то записали, но потом категорически передумали ему звонить. С каких пор, спрашивается, чтобы получить благословление, надо звонить попу на мобилу? Может, ему ещё письмо на мыло бросить с величайшей просьбой? Раньше почему то люди приходили, разговаривали лично со священниками, спрашивали благословления. А теперь что? Мало того, что попы рассекают на дорогущих катерах, так ещё и благословление дают по телефону. Хорошо, что не грехи отпускают по sms. Но это, опять же, отдельная тема. Короче, ломанулись мы туда без всякого благословления. Пришли, байдарку кинули на диком берегу за камнями, сами пошли остров смотреть. Тропинку, по которой мы шли, я наверно не забуду никогда)) Чтобы не идти через скит, где нас кто-нить может увидеть, мы ломанулись через лесок недалеко от берега. Тропинка шла прямо по краю обрыва (высота там кстати совсем не кислая. Об камушки долбанёшься – мозгов потом не соберешь). В одном месте вообще была скала (до того всё же были деревья, некое подобие леса), узенькая тропка и тут же крутой обрыв. Хорошо, что через метра два там была сделана перила и под ноги прибиты доски. Иначе, конечно, если ты не скалолаз, костей там уже вряд ли бы собрал… В общем, прошли мы всё это, вышли в пещере Александра Свирского. Там стояла толпа паломников, поп читал молитву. Мы затесались к этим паломникам, постояли ,посмотрели. Никто нас не заметил. Пошли немного прогулялись по острову. И гуляли бы дальше, если бы не всё больше и больше поднимающийся ветер и дождевые тучи на горизонте. Всё бы ничего, но при такой погоде мы рисковали застрять на острове, потому что волны уже начинали подниматься. Обратно до байдарки всё же решили добираться через скит. Фиг с ним, как говориться, пусть нас облаят, но всё же безопаснее… Но тут опять же нас никто не заметил, мы добрались до байдарки и благополучно оттуда смылись. Визит инкогнито)) И никакой поп со своим благословлением нам не помешал.

На знаменитый остров Дивный и Оборонный мы так и не доплыли… Пока чинили байдарку, упустили время. Пошли в Дивную бухту почти накануне отъезда. На Ладоге был шторм… Мы конечно больные на всю голову, но риском шмякнуться байдаркой, а потом башкой о камни мы так и не воспользовались=) Жаль конечно…

Лесник… Да, про лесника и запрещенные стоянки мы услышали ещё на причале в Приозерске. Когда вышли на Валааме, пока думали куда нам пойти и затягивали рюкзаки, нас выловил один парнишка и популярно объяснил, что будет, если мы не предупредим лесника о своём визите и встанем в запрещенном месте ( а будет в этом случае всё достаточно просто – если найдут, то во-первых ,прогонят с места, а во-вторых, придётся платить штраф). Подумав, что всё же лишний геморой нам не нужен, мы всё же решили встретиться с лесником и встать в положенное для стоянки место. Сначала мы было возмущались, что ехали вроде отдохнуть от людей, хотели поставить подальше от всех палатку, а тут нам пришлось встать в лагере для туристов, где уже стояло где-то около 13-15 палаток. Но потом поняли, что это в общем то очень даже неплохо вышло, потому что всегда можно уйти, оставить вещи и палатку и ничего не бояться, т.к. в лагере всегда кто-то есть.

Теперь обещанная отдельная тема про монахов… Чуть выше я уже неоднократно писала о том, что катера у них совсем нехилые. Яхта игумена за несколько сотен тысяч долларов, маленькие катера… Даа, бедно, бедно нынче живут монахи… Валаам нынче очень хорошо продаваемый бренд. Сюда ездят толпы паломников и просто туристов, на которых можно зарабатывать очень неплохие деньги. В Москве самая дешевая свеча, ну по крайней мере мне дешевле не встречалось, 3 рубля. В некоторых храмах свечи дают вообще просто за пожертвование. А что же на дивном острове Валаам, куда толпами едут паломники, копя на это долгие месяцы денежки, отказывая себе во многом, чтобы побывать на Валааме, и которые уже за дорогу до острова выложили довольно некислые деньги? На пристани их встретит пара палаток с чипсами-водами, кафешка и монастырская трапезная (тоже кафе с видом на Монастырскую бухту). На монастырской трапезной висит объявление: все деньги идут на счет монастыря и его восстановление. И деваться некуда – кушать то хочется, и паломник (или турист) покупает себе тарелочку ухи за 80 рублей, салатик за 50, и т.д. Причем порции там я бы не сказала что очень большие… Потом паломник попадает на территорию монастыря и идёт в храм, чтобы помолиться и поставить свечу. Но что же он видит? Самая дешевая свеча – 10 рублей. Иногда бывает так, что они заканчиваются, и остаются только по 80. Заказная записка за здравие – 50 р. Валаамский крест – 200 р. Дальше он заходит в верхний храм. Красиво, всё восстановлено, храм расписан фресками, висят иконы. Но к ним он так и не сможет подойти – потому что там висит веревка, преграждающая ему путь. Свечку он соответственно тоже поставить не может. Экскурсовод расскажет паломнику всё, что знает про храм и паломник спуститься в нижний храм. Там ситуация другая. Он ещё в процессе восстановления, но иконы и подсвечники там стоят. Нет только алтаря. Но свечи не горят, подсвечники забиты полностью. Поставить свечку он опять же не может… Он может её только положить в нужную коробочку, каждая из которых подписана (Спасителю, Богородице, за здравие и т.д.). И висит объявление: свечи зажгут и поставят во время службы. В этом же нижнем храме висит знаменитая чудотворная икона Валаамской Богородицы. Но из экскурсии паломник узнает, что это всего лишь копия той самой иконы… а оригинал находится в Питере. Когда я это всё в первый раз увидела, у меня был мягко говоря лёгкий шок… По незнанию сначала купила свечку, походила по всем этим храмам, ну а потом не отдавать же её обратно, решила я, и положила её в коробочку с надписью Спасителю с призрачной надеждой, что может быть её потом туда и поставят… Выходя с территории монастыря я увидела попа, подъезжавшего к нему на джипе, после чего мне поплохело окончательно, и я поплелась к нашему палаточному лагерю…

Потом нам довелось побывать на осетровом хозяйстве, куда нас пригласил знакомый. Находится оно в одном из скитов на острове. Идти нам туда было конечно лень, ибо достаточно далеко, мы естественно взяли байдарку и отправились туда. Скит ещё не действует, его только строят. Но там уже стоит церковь и полудостроенный дом для монахов. Пока то да сё, посмотрели мы осетров, которые бедные растут в садках в два раза меньших, чем им надо. Рассказал он нам, что осетры тут плохо растут (естественно, в таких то маленьких садках…) и монахи их сейчас доедают. Да, да, осетров там выращивают именно для монахов (а ещё и форель). И вот теперь они, бедные и несчастные, прямо давясь доедают осетров… гыггг)) да. Постом и воздержаньем живут там монахи… Потом пошли смотреть строящийся дом для монахов. Дачи новых русских отдыхают по сравнению с ним… Деревянный сруб, Внутри нехилые комнатки (ага, «кельи», где они должны жить постом и молитвой) размером примерно с мою маленькую комнату в квартире. Второй этаж, балкончик. Рядом баня. Дааа… Ну, мы, повозмущавшись и посмеявшись, решили что подадимся в монахи, будем доедать форель и жить в апартаментах, уплыли в лагерь. Даааа…=))) Постом и воздержаньем живут монахи в Валаамском монастыре, и молятся, молятся без устали за наши грешные души.

Кстати, за всё время нашего там пребывания, я не видела там ни одного худого монаха. Постом и воздержаньем, постом и воздержаньем.. гг)

Уезжать оттуда конечно было с одной стороны жалко, с другой немного радостно… Жалко уезжать от потрясающей Валаамской природы, от чудесных закатов и бесконечного неба, дивных загадочных островов… Да и долги у нас остались Лешему и Леснику… Уезжали мы круто и пафосно) Пришли мы на пристань, стали ждать, пока что-нибудь пойдёт в Приозёрск, и в это что-нибудь можно будет сесть. На причал пришли утром, выяснили, что в ближайшее время ни грузовые ни обычные корабли никуда не пойдут. Вдруг пришла ракета с туристами. Спросили – не идёт ли она до Приозерска. Капитан сказал – через пять минут отходим. Мы кинулись в ракету, и только потом сообразили, что ракета обратно идёт абсолютно пустая. Так что мы, такие вот крутые и пафосные, можно сказать сняли ракету и с ветерком доехали до Приозерска. Потом день гуляли по Питеру, после чего отчалили в Москву. Пока сидели на вокзале в зале ожидания, купили книжку с «анекдотами». Задорнов отдыхает…Называется «Полный перечень грехов». Православная, естественно. Полтора часа прошло незаметно, животы болели от смеха а окружающие видимо думали, что попали в дурдом…

Не могу не процитировать некоторые из них: (мы согрешаем) парением ума (мечтательностью), смехом (хохотом), тайноядением, частоядением, острижением волос и выщипыванием бровей, выкидышем (!), рассеянностью, ношением неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, одежды с надписями, ношением спортивной обуви с надписями, обуви на высоких каблуках, танцами и плясками, желанием мирского образования в ущерб духовному, противлением законным властям, устраиванием пиров в складчину, неприличным сморканием, путешествиями для забавы, гражданскою регистрацию содомского блуда в качестве брака, вызыванием летающих тарелок, нецеломудренными телодвижениями (маханием рук), подмигиванием, совокуплением с бесами, пристрастием к спорту, неприличною ездою (особенно на велосипеде или моторной лодке, что не подобает творить священникам паче, нежели мирским) (про последний пункт валаамские монахи видимо не знают) и т.д. и т.п.

Полностью описать все впечатления наверно просто невозможно… Столько их много, такие они все разные. Усё… отпуск закончился, теперь работа, практика и всякая другая хрень… жаль. Это было лучшее лето за последние несколько лет. Надеюсь, что этого мегаположительного заряда энергии хватит надолго=)